Лицейская библиотека работает по плану, утвержденному администрацией лицея. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

  • обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
  • обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
  • формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.

Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед лицейской библиотекой стоят следующие задачи:

  • Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов лицея;
  • Формирования и развитие навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
  • Проведение индивидуальной работы с читателями как основы формирования информационной культуры личности школьников;
  • Пропаганда здорового образа жизни.

Работа с фондом учебной литературы

Работа с библиотечным фондом ведется в течение все учебного года.

    Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:

  • книга суммарного учета фонда библиотеки;
  • книга суммарного учёта учебного фонда;
  • инвентарные книги;
  • картотека учета учебников;
  • накладные на учебники;
  • журнал учёта выдачи учебников по классам;
  • читательские формуляры.
  • Продолжается работа по составлению электронной базы данных «Учебники и учебные пособия».
    Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 11-й класс – в специальных читательских формулярах.

    Фонд учебников расположен на отдельных стеллажах. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.

    Была проведена работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листами, каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, региональным комплектом учебников). Совместно с учителями и администрацией школы был составлен заказ на учебники и далее сформирован общешкольный заказ.

    В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводятся беседы с читателями и детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводятся рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику прошла сдача учебников по классам. Подведены итоги движения фонда. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы. Идет подготовка учебников к выдаче.

    Уровень состояния фонда

    Класс Кол-во учеб.
    1. Книгообеспеченность основного фонда 1 1554
    2 1830
    3 1785
    4 1545
    Итого 1-4 кл.4 6714
    2. Книгообеспеченность основного фонда 5 3270
    6 1900
    7 1794
    8 2250
    9-х 1134
    Итого 5-9 кл. 10348
    3. Книгообеспеченность основного фонда 10 1105
    11 1848
    Итого 10-11 кл. 2953
    4. Обращаемость фонда Итого 20015

    Работа с фондом художественной литературы

    В течение года своевременно проводится обработка и регистрация изданий. Обеспечен свободный доступ к художественному фонду и периодики. Издания правильно расставлены на стеллажах. Ведется контроль по своевременному возврату в фонд, выданных изданий, а также работы по сохранности фонда. Выполняется ремонт художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся.

    Работа с читателями

    Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в лицейской жизни — это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.

      Основные формы индивидуального обслуживания:

    • беседа при записи в библиотеку,
    • беседа при выдаче документов,
    • беседа о прочитанном;
    • рекомендательные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку;
    • анализ читательских формуляров,

    Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся пятых классов, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого, все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока.

    Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.

    Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок: «70 лет Великой Отечественной войне», выставки одного автора — «Календарь знаменательных и памятных дат».

    Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) были использованы разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с учениками. Это обзоры, обсуждения, утренники, викторины, праздники, конкурсы детских рисунков, выставки.

    Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

    Экологическое воспитание школьников так же является одним из направлений работы школьной библиотеки.

    Правовое воспитание не маловажное направление в работе школьной библиотеки. Оно нацелено на умение учащихся отстаивать и знать свои права и обязанности, уважать чужие, использовать возможности правовой системы государства. В течение учебного года была проведена беседа и викторина с уч-ся 6-7 класса «Закон для всех один».

    Нравственное воспитание — это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции, нравственного поведения. Все это воспитывается и развивается с помощью следующих мероприятий: «Подросток — подростку о вреде алкоголя», «Курение — основная угроза здоровью», «Наркомания: проблема и решения».

    Работа с библиотечным активом

    Особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся в отдельном шкафу. Один раз в полугодие проводится проверка сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяется читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками ведется соответствующая работа. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают аналогичную книгу. В библиотеке был создан и успешно работает актив, учащихся 9-х классов, которые проводят рейды по проверки сохранности учебников. Актив принимает активное участие в массовых мероприятиях.

    Проводится информирование учителей о новой учебной литературе.

    Работа по самообразованию:
    в работе используется информация из профессиональных изданий
    («Школьная библиотека», «Библиотека», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет — сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а также опыт лучших школьных библиотекарей, посещаются семинары, открытые мероприятия, индивидуальные консультации. Совершенствуются традиционные и применяются новые инновационные технологии.

    Следует отметить увеличение общего числа читателей, при этом количество посещений и книговыдачи на абонементе и в читательском уголке увеличилось и остается стабильной. Читательская активность наиболее высокая в начальной школе — 60% детей уровня начального обучения являются активными читателями школьной библиотеки; на уровне основного обучения читательская активность падает до 48% (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х классов); на уровне среднего обучения — в 10-11 классах — читательская активность возрастает, практически все ребята являются активными читателями – 94%).

    Решаем вместе
    Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?