-
Лицейская библиотека работает по плану, утвержденному администрацией лицея. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
- обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «О библиотечном деле», «Положением о школьной библиотеке» перед лицейской библиотекой стоят следующие задачи:
- Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов лицея;
- Формирования и развитие навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
- Проведение индивидуальной работы с читателями как основы формирования информационной культуры личности школьников;
- Пропаганда здорового образа жизни.
Работа с фондом учебной литературы
Работа с библиотечным фондом ведется в течение все учебного года.
- Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
Продолжается работа по составлению электронной базы данных «Учебники и учебные пособия».
Выдача книг на абонементе фиксируется – с 1-го по 11-й класс – в специальных читательских формулярах.
Фонд учебников расположен на отдельных стеллажах. Расстановка произведена по классам. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.
Была проведена работа с перспективными библиографическими изданиями (прайс-листами, каталогами, тематическими планами издательств, перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, региональным комплектом учебников). Совместно с учителями и администрацией школы был составлен заказ на учебники и далее сформирован общешкольный заказ.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводятся беседы с читателями и детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводятся рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику прошла сдача учебников по классам. Подведены итоги движения фонда. Составлены справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы. Идет подготовка учебников к выдаче.
Уровень состояния фонда
№ | Класс | Кол-во учеб. | |
1. | Книгообеспеченность основного фонда | 1 | 1554 |
2 | 1830 | ||
3 | 1785 | ||
4 | 1545 | ||
Итого 1-4 кл.4 | 6714 | ||
2. | Книгообеспеченность основного фонда | 5 | 3270 |
6 | 1900 | ||
7 | 1794 | ||
8 | 2250 | ||
9-х | 1134 | ||
Итого 5-9 кл. | 10348 | ||
3. | Книгообеспеченность основного фонда | 10 | 1105 |
11 | 1848 | ||
Итого 10-11 кл. | 2953 | 4. | Обращаемость фонда | Итого | 20015 |
Работа с фондом художественной литературы
В течение года своевременно проводится обработка и регистрация изданий. Обеспечен свободный доступ к художественному фонду и периодики. Издания правильно расставлены на стеллажах. Ведется контроль по своевременному возврату в фонд, выданных изданий, а также работы по сохранности фонда. Выполняется ремонт художественных изданий, методической литературы и учебников с привлечением учащихся.
Работа с читателями
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в лицейской жизни — это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
-
Основные формы индивидуального обслуживания:
- беседа при записи в библиотеку,
- беседа при выдаче документов,
- беседа о прочитанном;
- рекомендательные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналах, поступивших в библиотеку;
- анализ читательских формуляров,
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся пятых классов, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого, все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме урока.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой.
Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок: «70 лет Великой Отечественной войне», выставки одного автора — «Календарь знаменательных и памятных дат».
Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом (прежде всего с учителями русского языка и литературы, учителями начальных классов) были использованы разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с учениками. Это обзоры, обсуждения, утренники, викторины, праздники, конкурсы детских рисунков, выставки.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
Экологическое воспитание школьников так же является одним из направлений работы школьной библиотеки.
Правовое воспитание не маловажное направление в работе школьной библиотеки. Оно нацелено на умение учащихся отстаивать и знать свои права и обязанности, уважать чужие, использовать возможности правовой системы государства. В течение учебного года была проведена беседа и викторина с уч-ся 6-7 класса «Закон для всех один».
Нравственное воспитание — это процесс, который способствует формированию нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции, нравственного поведения. Все это воспитывается и развивается с помощью следующих мероприятий: «Подросток — подростку о вреде алкоголя», «Курение — основная угроза здоровью», «Наркомания: проблема и решения».
Работа с библиотечным активом
Особо ценные издания (словари, энциклопедии, справочники) хранятся в отдельном шкафу. Один раз в полугодие проводится проверка сохранности книжного фонда. Раз в месяц проверяется читательские формуляры с целью контроля своевременного возврата в библиотеку выданных книг, с должниками ведется соответствующая работа. В случае утраты библиотечных книг читатели возмещают аналогичную книгу. В библиотеке был создан и успешно работает актив, учащихся 9-х классов, которые проводят рейды по проверки сохранности учебников. Актив принимает активное участие в массовых мероприятиях.
Проводится информирование учителей о новой учебной литературе.
Работа по самообразованию:
в работе используется информация из профессиональных изданий
(«Школьная библиотека», «Библиотека», приказы, письма, инструкции о библиотечном фонде, Интернет — сайты о библиотеках и библиотечной деятельности школьных библиотек»), а также опыт лучших школьных библиотекарей, посещаются семинары, открытые мероприятия, индивидуальные консультации. Совершенствуются традиционные и применяются новые инновационные технологии.
Следует отметить увеличение общего числа читателей, при этом количество посещений и книговыдачи на абонементе и в читательском уголке увеличилось и остается стабильной. Читательская активность наиболее высокая в начальной школе — 60% детей уровня начального обучения являются активными читателями школьной библиотеки; на уровне основного обучения читательская активность падает до 48% (это самые пассивные читатели библиотеки, особенно ребята из 6,7,8–х классов); на уровне среднего обучения — в 10-11 классах — читательская активность возрастает, практически все ребята являются активными читателями – 94%).